HR-ROOM

Окно Джохари

Одним из главных инструментов коучей, используемых для целеполагания и поиска областей развития клиента является Окно Джохари. Рассмотрим историю появления и применения.

Как появилось

Инструмент появился в 1955 году благодаря двум американским психологам Джозефу Лифту и Харрингтону Инхману. Название произошло от первых букв их имен. Основная задача инструмента – помочь человеку найти взаимосвязь между тем, как он видит себя сам и как его воспринимают со стороны.


Как выглядит окно Джохари

Окно Джохари состоит из 4-х зон:

  • открытая арена;
  • скрытый фасад;
  • слепое пятно;
  • неизвестная область.


Открытая арена

В области «Открытая арена» находятся те качества, которые человек знает о себе и о которых знают о нем окружающие. Чем шире эта область, тем лучше. Зная сильные стороны человека, коллеги и партнеры лучше понимают, к каким проектам стоит его привлекать, какие задачи ему стоит доверить, в чем он сможет добиться результата. Цель – максимально расширить эту область путем сужения других.


Скрытый фасад

Область «Скрытый фасад» подразумевает ряд фактов, которые человек знает о себе, но скрывает от окружающих. Это могут быть уникальные способности, открытые при реализации проектов в прошлом. Чем шире эта область, тем сложнее человеку взаимодействовать с другими людьми.


Слепое пятно

Область «Слепое пятно» содержит в себе информацию, которую знает о человеке его окружение, но не видит он сам. Это опасная зона, так как часто наше представление о себе значительно отличается от видения нас со стороны.


Неизвестная область

«Неизвестная область» — зона, про которую не знает ни человек, ни другие люди. Похожа на неопознанный летающий объект. Критически важная область при целеполагании, изучение которой поможет человеку значительно продвинуться вперед.


Как применять

При проведении коучинговой сессии всегда нужно отталкиваться от цели клиента.


Ниже примеры кейсов, в которых «Окно Джохари» будет полезным инструментом:

  • Хочу составить свой план развития.
  • Обрести уверенность в себе.
  • Получить повышение.
  • Перейти на новую работу.
  • Устал стоять на месте? Чего мне не хватает?
  • Поднять самооценку.
  • Хочу стать более эффективным.

Определив цель, переходите к последовательному заполнению всех областей.


Краткая инструкция:



Шаг 1. Открытая арена

Для заполнения «Открытой арены» задайте клиенту вопрос:

«Какими сильными качествами, известными и тебе, и твоему окружению ты уже обладаешь, чтобы добиться этой цели?»

Клиент думает и называет все, что ему откликается.

Задача коуча в этот момент аккуратно фиксировать все, что клиент называет.


Шаг 2. Скрытый фасад

Заполнение области «Скрытый фасад» делится на 3 части.


Часть 1. Позитивные воспоминания.

Задайте клиенту вопрос:

«Расскажи о проектах, в которых тебе удалось добиться выдающихся результатов?»

Достаточно рассказа о 2-3 проектах, которые клиент считает главными в своей жизни и которыми готов поделиться с вами.

Обращайте внимание на уровень энергии, эмоции и на то, как клиент будет об этом рассказывать. Не перебивайте,помогите погрузиться в это состояние.


Часть 2. Сильные качества

Задайте вопрос:

«За счет каких качеств, известных тебе, но невидимых другим, тебе удалось этого добиться?»

Фиксируйте все, что будет называть клиент. Эти качества и есть скрытый фасад.


Часть 3. Сделать невидимое видимым

Задайте клиенту вопрос:

«Как ты можешь сделать эти качества видимыми для других?»

Вполне возможно, что клиенту будет сложно сходу назвать все способы. Если потребуется ваша помощь, то он сам об этом попросит.

Заполнение области «скрытый фасад», как правило, вдохновляет клиента для дальнейшего диалога. Воспоминание побед и достижений оказывает сильную поддержку и помогает обрести уверенность в себе.


Шаг 3. Слепое пятно

Заполнение области «Слепое пятно» делится на 3 части.


Часть 1. Окружение

Задайте клиенту вопросы:

«Кто те люди, которые могу оценить тебя в целевом состоянии? Кто является для тебя экспертом/авторитетом в этом вопросе?»


Часть 2. Оценка изменений

После того, как клиент определил людей, являющихся для него авторитетом в этом вопросе, задайте вопросы:

«Как они оценят твои изменения? Какая будет реакция? Что они тебе скажут?»

На этом этапе клиент может запутаться. Проясните, что ему нужно представить себя в целевом состоянии (на дату достижения цели) с учетом того, как он видит изменения в себе. И, находясь в будущем, представить встречу с этими людьми для обсуждения изменений, которые с ним случились.

Ваша задача как коуча — зафиксировать эти предполагаемые изменения.


Часть 3. Планирование встречи

Задайте последний вопрос для заполнения области:

«Как и когда ты можешь с ними встретиться, чтобы это обсудить?»

На этой встрече клиент делится с его окружением своей целью и просит спрогнозировать, какие изменения в нем увидят эти люди.

Это упражнение позволит сверить представление клиента о себе самом и взгляде других людей. Скорее всего, видение других расширит список изменений, которые ему потребуются для достижения цели.


Шаг 4. Неизвестная область

Заполнение «Неизвестной области» делится на 4 части.


Часть 1. Люди в целевом состоянии

Задайте клиенту вопрос:

«Кто те люди, которые уже добились этой цели?»

Скорее всего, проецируя себя в будущем, клиент знает примеры людей, добившихся такой же цели. Это могут быть как люди их его окружения, так и те, с кем он не знаком.


Часть 2. Что их туда привело?

Задайте клиенту вопрос:

«Что на твой взгляд помогло им прийти в это состояние?»

Внимательно фиксируйте все, что будет называть клиент.


Часть 3. Как это повлияло на жизнь?

Задайте клиенту вопрос:

«Как им живется?»

Важно, чтобы человек осознал, как может измениться его жизнь при достижении определенной цели. Эта проекция будущего позволит более комплексно оценить перспективы и увидеть то, что не видно на первый взгляд.


Часть 4. Планирование встречи

Задайте клиенту вопрос:

«Как и когда ты можешь с ними пообщаться?»

Аналогично шагу 3 (заполнение области «Слепое пятно») важно сверить свои гипотезы с реальностью. Найти возможность встретиться с теми людьми, кто уже там, куда ты стремишься. Скорее всего, такая встреча приведет к новым инсайтам и поможет уточнить/скорректировать цель.


Результат

По итогам заполнения получится окно Джохари:



В завершении сессии спросите у клиента, какое домашнее задание он берет себе в работу. Кроме этого, следует уточнить, какой первый шаг он готов совершить в течение 24 часов, позволяющий сделать рывок на пути к своей цели.

Шаблон "Окно Джохари" | Скачать

Статті